Беседа с Дмитрием Барышниковым. (Россия. Москва.)

 

Беседа с Дмитрием Барышниковым. (Россия. Москва.)

На классических занятиях йогой студент под руководством преподавателя синхронно с группой выполняет те или иные асаны под приятную музыку. Изначально все замечательно: мышцы растянуты, тело отдыхает, вы стали спокойнее и жизнь вроде бы прекраснее.

Стоп.

Представьте иную картину. Вы пришли на час позже на занятие, группа практикует самостоятельно без музыки, преподаватель поочередно подходит к одному, ко второму, поправляет их, все мокрые, все работают и тот факт, что вы пришли на час позже, не имеет ни для кого значения. Вы, переодевшись, заходите в класс, стелите коврик и начинаете в строгой последовательности разучивать асану за асаной, дыхание, дришти (концентрацию взгляда). Жар приливает, одежда на вас и коврик становятся мокрыми, тело с каждой асаной – более податливым. Через месяц такой практики вы замечаете, что запомнили уже 20 асан, через два месяца к 20 асанам добавились ещё 10, а там, уже и всю первую серию аштанга-виньяса йоги запомнили. Через полгода вы замечаете, что лишний вес сошел, что сложные асаны стали частично получаться, что вы научились соблюдать дришти и вот-вот где-то проглядывает контроль бандх (энергетических замков), тело становится выносливым и гибким, мышцы, связки, суставы – более подвижными. Через год постоянных тренировок (при стабильных занятиях 4 раза в неделю) в майсор-классах вы видите большое продвижение в практике и понимаете, что нет в мире иной совершенной системы, которая работает на ваш рост даже за пределами класса. Вы становитесь независимыми от обстоятельств, вы готовы к самостоятельной практике, вам нужно всего-навсего встать на коврик.

Такая методика обучения аштанга-виньяса йоге была придумана не нами, система таких классов берет начало в Индии, в городе Майсур. Аштанга-виньяса йога – это направление йоги, которому обучал Шри К.Паттабхи Джойс, а сейчас обучает его внук Шарратхандра Рангасвами в институте KPJAYI, куда постоянно съезжаются студенты и преподаватели со всего мира.

В 1975 году один из первых западных учеников Дэвид Уильямс привез Шри К.Паттабхи Джойса в Соединенные Штаты Америки. Этот год можно считать точкой отсчета развития аштанга-виньяса йоги. Именно майсор-класс был внедрен в Штатах и по сей день является ведущим классом в практике.

Побывав в Майсуре, мы отметили, что ученики всех стран нашей небольшой планеты приезжают именно за этой практикой. Почему? Ответ прост: система аштанга-виньяса йоги работает. Успех в практике гарантирован при стабильной работе.

 

Нам посчастливилось встретить преподавателя из Москвы – Дмитрия Барышникова.

Дмитрий Барышников – авторизованный преподаватель аштанга-виньяса йоги в московском Аштанга Йога Центре. «Впервые познакомился с аштанга-виньяса йогой в 2001 году на занятии у Михаила Константинова. Благодаря ему, изучив различные подходы к практике хатха-йоги, в 2005 году остановился на преподавании именно этого стиля и с 2006 года стал проходить ежегодное обучение в Майсоре. В 2009-10 гг. прошел курс обучения аштанга-пранаяме, криям и мудрам у Б.Н.С. Айенгара (Майсор). Является переводчиком книги Грегора Майеле “Аштанга йога: практика и философия”, выходящей в ближайшее время. Обучался на семинарах Лиино Миеле (Италия) в Коваламе (Индия) и в Москве, а также Марка Дерби (Канада), ПетриРяйсянена (Финляндия), Дэвида Свенсона и Ричарда Фримана (США)» Источник: http://www.ashtanga.su/teachers/

 

Дмитрий оставил нам очень полезные рекомендации по внедрению майсор-классов, поэтому особенно рекомендуем данную статью преподавателям аштанга-виньяса йоги. Надеемся, после знакомства с этой беседой, у вас появится общее представление о майсор-классах.

 

С.Р: Я часто читаю статьи на Вашем сайте www.ashtanga.su, спасибо за полезную информацию. Там коротко описана Ваша преподавательская биография, Вы не могли бы рассказать, что именно Вас привлекло в практике?

Д.Б.: Приятно, что читаете. Спасибо. Я начал в 2000-х годах заниматься хатха-йогой. Спустя 5 лет набор моих травм натолкнул на мысль, что я скоро распрощаюсь с занятиями йогой. Однажды в классе мой ученик выдал фразу, что хочет заниматься традиционной йогой. На тот момент я собирался ехать в Индию с моим коллегой Олегом Володиным, который предложил мне попробовать заняться аштанга-виньяса йогой. Естественно, я об этом виде йоги слышал давно, но предвзято думал, что аштанга йога добьет мои болячки. Практика сложная, трудоемкая. На тот момент у Михаила Константинова  были только led-классы, я стал заниматься у него.

После поездки в Майсор в 2007 году я серьезно начал практиковать аштанга-виньяса йогу, мои предыдущие травмы начали отступать и самочувствие значительно улучшилось.

С.Р.: Расскажите нам, как Вы выстроили систему занятий у вас в центре?

Д.Б.: Мы стараемся традиционно ко всему подходить. В идеале, что такое традиционность? Это введение в расписание центра майсор-классов и немного led-классов (классов «под счет»). На сайте мы подробно описали систему работы в майсор-классах, все их преимущества и тот факт, что майсор-класс открыт для практикующих всех уровней. Новичок приходит и начинает учить первые комплексы.  Если я вижу, что первый комплекс (сурьянамаскар А) он запомнил, я даю ему второй. Раз 10 повторил, запомнил. После этого новичок обычно больше ничего не хочет делать, он быстро устает, статистика показывает, если человек раньше ничем не занимался,  в первый день его достаточно обучить комплексам А и B.

Если у меня на занятиях новичок относительно опытный или талантливый в плане запоминания, я обучаю фундаментальным асанам. Ясное дело, мы не можем остановить человека как в KPJAYI, чтобы он пришел завтра за новой асаной. Люди платят, приходят на занятие и проявляют желание работать над собой. Необходимо идти на компромисс, но в тоже время надо вводить в практику новые асаны по мере готовности ученика.

Как вы видите, это процесс очень трудоемкий и медленный. Вам, преподавателям, нужно запастись терпением и не уходить от системы, несмотря на трудности, которые будут возникать  в первые месяцы работы.

В целом, могу отметить, что практика аштанга йоги – это достаточно узкая ниша. Два фактора должны удерживать человека, чтобы он остался в майсор-классе.

С.В.: Какие?

Д.Б.: Самое первое – это твой опыт. Чем ты опытнее, тем больше людей ты сможешь оставить. Потому что под них ты сможешь подстроить майсор-стиль, то есть продвинуть их практику. Это приходит со временем. Я, например, сам продолжаю работать, приглашаю в Москву сильных  Учителей. Бывают моменты, когда приходит человек со своей проблемой, и ты сначала не знаешь, как её решить. Обучаясь и делясь опытом на семинарах у ведущих учителей, ты ловишь ключевые моменты, которые в последующем используешь в работе. То есть расширяешь свои рамки в преподавательской деятельности – это раз. Остальное – это дело практики.

 

И вторым фактором служит сам характер человека. Хотя аштанга-виньяса йога предназначена для всех, если человек не подходит по характеру этой практике, он не останется там, как бы ты этого ни хотел. Только человек, у которого есть сильное желание работать над собой, остается в нашем направлении.

Для того, чтобы было явное продвижение в практике, студент должен понимать, что нужно практиковать 6 раз в неделю; если не получается, уменьшать до 3 дней, не менее. На мой взгляд заниматься 2 раза в неделю – это непродуктивно и бесполезно.

Также в нашем центре еще один компромиссный подход к занятиям для новичков – это введение в практику – классы led soft vinyasa, которые длятся 1,5 часа. На этих занятиях сохранена последовательность, но усечены определенные сложные асаны.

Т.Ж.: Дмитрий, в KPJAYI у нас идет только практическая часть. Мы в свою очередь должны знакомить людей с теорией.  Они у вас происходят исключительно в виде семинаров, или у вас есть специальный класс, который проходит один раз в неделю?

Д.Б.: Мы проводим специальные семинары, обогащаем информацией наш сайт. Люди все разные, есть те, которые не готовы расширять свои знания. Обычно те ученики, которые регулярно занимаются в майсор-классах, сами подходят, спрашивают, читают. Мы работаем в этом плане по запросу.

С.Р.: Если приходят больные люди, например, страдающие грыжей, вы адаптируете практику под них?

Д.Б: Я еще не способен на это. Я изначально говорю таким людям, чтобы работали аккуратней. Я прекрасно понимаю, что у таких людей диапазон работы будет шире и прогресс будет медленнее. По ходу работы человек сам понимает. Если болит,  нужно делать аккуратнее, все выполняется в зоне комфорта. Я говорю сейчас о майсор-классах.

Т.Ж.: А если подходят с серьезной болезнью, например, пришел человек, который перенес сложную операцию по пересадке почек?

Д.Б.: Я не беру таких студентов. Ко мне подходят в начале занятий: «Готовы вы меня взять, вот была операция?» Я отвечаю: «Нет, не готов». Я только-только освоил классы введения в майсор-стиль, а работа с больными людьми – это  большой ответственный шаг. Поэтому я жду с нетерпением Эдди Стерна, который прилетает к нам 7-го мая этого года. Он планирует провести пару занятий по йога-терапии.

С.В.: Дмитрий, в плане преподавания майсор-классов, какие нюансы нужно учитывать и как развивать такой вид класса? Как преподаватель долже строить свою работу на майсор-классах? На что он должен обращать внимание?

Д.Б: Практика, практика, практика и режим. Хороший образец для этого KPJAYI. Шарат встает рано, практикует и преподает. Я к этому пришел тоже. Я встаю в три. Занимаюсь с 3:30 до 5:30, еду в школу, веду там занятия с 6:30 до 11:30. Я постепенно к этому шел. Это один из простых моментов, но принципиальных.

С.В.: Во время занятий в майсор-стиле одновременно в классе занимаются ученики разных уровней. У кого-то асаны получаются легче, у кого-то сложнее, темп выполнения также отличается. Так как людей много, преподаватель, сделав ученику adjustment (корректировку) на одну сторону, переходит на помощь к другому, и не всегда успевает сделать adjustment на другую сторону предыдущему ученику, т.к.он уже перешел к следующей асане. Как быть в этом случае?

Д.Б.: «You wait!»,- слышали в шале (KPJAYI) такую фразу? Жди. Жди. Майсор – это не led класс. Студент сидит и ждет, если ему нужна помощь. То есть это нормально. Ты видишь это и говоришь: «Подожди».  Так все происходит.

По поводу уровней: опытные ученики не требуют много внимания. Их не надо докручивать в Маричиасане C. Если новичку требуется много помощи, значит, он не готов двигаться дальше и его практика должна быть приостановлена, а его внимание и усердие должно быть направлено на последнюю асану, которую он не освоил. Ему нужно время проработать последнюю асану. Если вы будете помогать в каждой асане, то вы не сможете уделить внимание остальным. Приходят студенты, которые занимаются достаточно долго, я помогаю им только в определенных, сложных асанах. Все точно так, как здесь (в институте). Многие студенты приезжают сюда (в Майсор) и думают: «Ой, меня здесь не дотягивают и не доталкивают»,- это не майсор-стиль!

Майсор – это когда преподаватель помогает там, где нужно.  Это  в таких сложных асанах как: маричиасана, супта курмасана, урдхва дханурасана, либо в другой асане, которая сложно усваивается практикующим. Ты обычно знаешь уровень, продвижение студента, ты даешь adjusment именно там, где видишь, что сегодня-завтра человек освоит. Новичкам – чуть больше. Приходит новичок на майсор-класс. Сурья Намаскар мы с ним один-два раза делаем вместе. 3 раз он делает сам. Я издалека поглядываю. Могу корректировать словами, говорить, чтобы он поднял голову, выпрямил ноги.

Т.Ж.: То есть новичкам уделяем первые 3-4 занятия, дальше, асана за асаной,  человек втягивается в практику?

Д.Б. Да, верно. Самое трудно – это первые три занятия. Когда человек ничего не знает. Сначала надо убедить человека, что майсор-стиль  – это хорошо.

Т.Ж.: Когда больше новичков приходят, наверное, вам требуется помощь ассистентов?

Д.Б.: Да. Раньше мы вводили такую систему. Сейчас я веду сам. Новичков много не бывает. Максимум 2 человека. Да. Новички требуют много внимания и утомляют больше. Старички могут в такие дни позаниматься самостоятельно и без ваших дотягиваний. Если нужно, подождут.

С.Р.: Что делать с теми людьми, которые практикуют много лет, но поза лотоса дается им очень сложно? У вас есть дополнительные классы?

Д.Б. Нет, дополнительных занятий нет. Есть определенные упражнения, которые даешь во время майсор-класса.

По поводу самостоятельной практики. Лучше всего заниматься утром. Слова Робсона (David Robson) будут кстати: «Утром я смогу практиковать – это точно. А что будет со мной вечером, черт его знает. Может, я устану, переем, будет глаз болеть». То есть утром отзанимался, а что будет вечером: майсор, led-класс – без разницы.

С.В.: Есть такие ученики,  которые на протяжении нескольких лет успешно занимались и вдруг в один момент их практика застопорилась. Например, у них не идут пробросы или чакрасана. Как им помочь?

Д. Б. По поводу пробросов  рекомендую обратить внимание на индусов, которые занимаются здесь во второй половине дня. Разве они делают пробросы? Они перекатываются, ползают, переваливаются. Виньяса – это  не проброс ног, виньяса – это связь дыхания и движения. Это не основная цель нашей практики. Цель – радоваться практике. Посмотрите на youtube видео ролик Moby’sstory, там Моби достаточно четко рассказывает о своей практике. Он говорит, что у него три цели: (1) текущая, (2) краткосрочная и  (3)долгосрочная.

1) Текущая – получать от йоги удовольствие;

2) Краткосрочная – получить здоровое тело, трезвый ум и т.д.;

3) Долгосрочная – в старости избежать недугов.

Он отлично вывел конкретные цели. Повторюсь, асаны, пробросы – это не  основная цель йоги.

С.В: Дмитрий, а если мы Вас пригласим к нам, как Вы к этому отнесетесь?

Д.Б:  Идея хорошая. Мы детально смогли бы разобрать все вопросы. Пишите мне на почту. Обычно семинар состоит из led-классов, идеальный вариант – это 5 дней:  ежедневные майсор-классы и 2-3 теоретических занятия. Самое главное – это майсор-класс, я поделюсь своим опытом. Чтобы нормально усвоить информацию, нужно время, двух-трех дней мало.

 

Внедряя майсор-стиль в нашем центре, мы делаем большой шаг в  сторону развития традиционного направления аштанга-виньяса йоги.  Наша цель: вырастить сильных студентов, которые могли бы пронести свою практику через многие года, которые готовы стать на путь осознанной и здоровой жизни.

 

Участники беседы: Дмитрий Барышников (Д.М.),Сергей Вертков (С.В.), Татьяна Жбакова (Т.Ж.), Санди Рахимбаева (С.Р.)

 

Дата беседы: 9 февраля 2014 года.

 Текс подготовлен: Рахимбаевой Санди.

Источник фотографий: https://www.facebook.com/bdproffy/photos

Горящие туры в Турцию Горящие туры Алматы Горящие туры в ОАЭ Горящие туры в Италию Горящие туры в Грецию Отдых в Боровом Отдых на Иссык-Куле 2015 Горящие туры в Тайланд Bon-Voyage Капчагай Бон Вояж Капчагай